Квартирные счетчики, как одна из причин повышения ОДН

Опубликовано: 09.02.2015

Сегодня много говорят о так называемых общедомовых нуждах – ОДН, причем можно услышать самые разные мнения. Многие сходятся на том, что начисление ОДН это очередной способ изъятия денег с плательщиков.
 
- Позвольте с этим не согласиться. Все эти заключения основаны на эмоциях и далеки от здравого смысла. Давайте разберемся, что такое ОДН в общем понимании. По большому счету это никакие не общедомовые нужды, это разница между показаниями общедомового прибора учета, для простоты будем говорить счетчика, и суммарными показаниями квартирных счетчиков. Понятно, что у кого нет квартирного счетчика, расход считается по нормативу. Рассмотрим пример. Общедомовой счетчик показал расход за месяц 500 кубометров воды, а у жителей по квартирным счетчикам и нормативам получилось 300 кубометров. Образовалась разница, дисбаланс в 200 кубов. Вопрос первый - откуда эта разница взялась? Никакого секрета в этом нет. Основу дисбаланса составляет воровство ресурса: установка магнитов, разных других приспособлений, о которых я не буду говорить, мертвые души, резиновые квартиры, это когда в квартире без счетчика при одном прописанном проживает несколько квартирантов, утечки в квартирах без счетчиков и т. п. Небольшую долю этой разницы составляют технологические потери, это ресурс, потраченный на промывку систем, аварийные ситуации, утечки, и совсем мизер на сами так называемые общедомовые нужды – уборку подъездов, поливку цветов и т. п., да и то в большинстве случаев эта вода уже учтена в показаниях квартирных счетчиков. Таким образом получается, что в том, что большинство называет ОДН, самих общедомовых нужд почти и нет.
А электроэнергия? 
 - Понятно, что электроэнергия расходуется на освещение подъездов, подвалов, но сейчас так уж получилось, что мы говорим о воде. Так вот, откуда взялся дисбаланс, мы разобрались. Теперь вопрос второй – кто должен этот дисбаланс оплачивать? Мало кто знает, что формулы распределения дисбаланса были прописаны и в 307-м постановлении и во всех редакциях 354-го. Всего методика распределения этой разницы менялась 4 раза. Кто изучал тему, помнит. Сначала было предусмотрено распределение на тех, у кого установлены квартирные счетчики, затем внесли изменения и предусмотрели распределение на всех пропорционально потребленному. То есть, если вы потребили 2 куба, а ваш сосед 4, то на него и разницы должно было распределяться в два раза больше. Следующие изменения помнят уже все, это когда разницу стали распределять на общую площадь, помните?
Конечно, тогда много вопросов возникало. Но если всё так, как Вы говорите, то почему раньше вопросов по ОДН не было? 
 - Раньше разницу просто не распределяли. Этому есть несколько объяснений. Самое простое то, что в домах не было общедомовых счетчиков той же воды, если мы о ней говорим. Но если бы они и были, то было мало квартирных счетчиков, и почти всем расход воды и оплату за этот расход считали по нормативу, который перекрывал всё: резиновые квартиры, утечки и все остальное. Со временем жители стали устанавливать в квартирах счетчики, их стало всё больше, стали появляться общедомовые счетчики, и дисбаланс кое-где стал выявляться. Но его было не принято распределять, опасались негатива со стороны жителей, и разницу компенсировали за счет средств текущего ремонта и за счет тех же нормативов. Однако со временем контроль за средствами текущего ремонта со стороны жителей усиливался, общедомовых и квартирных счетчиков устанавливалось все больше, суммы по дисбалансам стали увеличиваться настолько, что компенсировать их стало просто нечем. Это время примерно совпало с вступлением в силу постановления 354, которое и предписывало распределять ОДН на общую площадь квартир. Вот это распределение и вызвало волну протестов. Тогда власть в четвертый раз изменила методику распределения дисбалансов, их стали распределять по нормативам. То есть, независимо от того, в каком объеме образовалась разница, вы можете распределить её не больше установленного норматива. В нашем случае, несмотря на то, что разница составила двести кубов воды, распределить на потребителей вы сможете, ну, скажем, не больше десяти.
 
А кто заплатит за остальное?
- Если вы помните, с этого мы и начали, это самый ключевой вопрос. Когда подписывалось постановление, об этом никто не думал. Власти надо было погасить социальную напряженность. Как всегда махнули в сторону управляющих компаний – из их средств. Какие у них средства? Только те, что платят жители в виде квартплаты. Хотя, подписывая постановление об ограничении платежей, тот, кто подписывает, должен как минимум поинтересоваться: «Кто разницу компенсирует? За чей счет банкет?» Ему, конечно, ответят: «Пусть управляющие компании с этим разбираются». Ну тогда управляющим компаниям надо законом предоставить полномочия и предусмотреть соразмерную оплату за эти разборки. Так, пойдя по цепочке, можно дойти до сути явления. Только кому нужна суть? Заткнули очередную дыру и успокоились. Но мы-то отмахиваться не будем, и попробуем разобраться, кто всё-таки оплатит эту разницу. Вариантов не много, всего два. Как и раньше, платить из средств, собранных за содержание и ремонт, либо не платить за воду. При первом варианте дом не получит необходимого объема работ, начнет ветшать и на его восстановление в последствии потребуются еще большие суммы собственников, при втором варианте у управляющей компании начнут копиться долги, которые рано или поздно приведут компанию к банкротству. Долги банкрота будут включены в тариф следующего года и будут оплачиваться всё теми же собственниками жилья. Как ни крути, в любом случае за все заплатит потребитель. Только уже дороже, это как с машиной, сэкономил на замене масла, потом отдал деньги за новый двигатель.
 
Все, что Вы сказали выглядит вполне убедительным, но вот недавно в редакцию поступил вопрос от одного из наших читателей: В жилищном кодексе нет такой услуги – ОДН. Нам говорят, что ОДН начисляется по постановлению Правительства. Но ведь жилищный кодекс по статусу выше, чем постановления Правительства? 
 - Это не совсем верно. 157-я статья ЖК говорит о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема, определяемого по показаниям приборов учета. При этом не уточняется, что именно по показаниям квартирных приборов, следовательно, имеются в виду как квартирные, так и общедомовые счетчики. Это логично и соответствует здравому смыслу. На сколько частей разбить платеж – на две, три или пять, и как эти части назвать: ОДН, МНР или НКВД это лишь вопрос фантазии законодателей. В постановлениях мы видим плоды этих фантазий. На сегодняшний день управляющие компании несут значительные убытки, связанные с дисбалансами, и, если мы вернемся к началу разговора на эту тему, то о каком очередном способе изъятия денег с плательщиков можно говорить? Это не тот случай. Жители всегда платили за всю потребленную домом воду, и будут платить, если не по квитанциям, то опосредованно - в каких-то скрытых платежах. Поймите, никто не прилетит с марса и не заплатит за использованную их домом воду.

НОВОСТИ

ВС РФ разъяснил, можно ли лишать лицензий УО без домов в управлении

28.08.2019

В июле 2018 года орган ГЖН Кировской области обнаружил, что в управлении у УО нет ни одного многоквартирного дома, и обратился в суд, чтобы, в соответствии с ст. 199 ЖК РФ, аннулировать лицензию управляющей организации. Суд первой инстанции удовлетворил это требование, однако,…

ДАЛЕЕ →
Когда КУ можно приостановить без предупреждения потребителей

24.10.2018

В каких случаях предоставление КУ прекращается без предупреждения Приостановление предоставления КУ – это временное прекращение подачи потребителю коммунального ресурса: горячей или холодной воды, электро- и теплоэнергии, газа, а также перерыв в водоотведении (п. 114 ПП…

ДАЛЕЕ →
Все новости